11 апреля 2017
Период становления предприятия с 1992 по 1994 годы стал самым сложным в истории Национального ядерного центра РК. Его можно назвать периодом перехода от разрушения всех структур полигона к созданию на его территории научной базы, основным звеном которой стал НЯЦ РК. В этот период первым генеральным директором НЯЦ РК в 1992 году был назначен доктор технических наук, профессор Батырбеков Гадлет Андиянович.
Одним из главных достижений того периода явилось сохранение в тяжелейших условиях научного потенциала Минобороны и Минсредмаша СССР на Семипалатинском полигоне. Здесь стояла войсковая часть, в состав которой входили научные подразделения, занимавшиеся радиационной безопасностью и контролем за ядерными испытаниями, существовала Объединенная экспедиция НПО «Луч». На их базе требовалось создать институты Национального ядерного центра РК. Это было сделано в 1993 году. Институты, как и весь Национальный ядерный центр, получили четкую структуру и программу работ.
В этот период предстояло решить массу вопросов, связанных с полигоном – каково его состояние, чем он опасен, что можно и что нельзя там делать. Развернулась научная и международная деятельность. Именно тогда установилось активное взаимополезное сотрудничество с национальными лабораториями США, Японии, Франции, ФРГ и других стран. Это позволило ускорить работы в области изучения радиоэкологической обстановки Семипалатинского и других ядерных полигонов.
Вторым важным направлением стала атомная энергетика, в частности, исследования безопасности энергетических ядерных реакторов и их совершенствование.
Третьим – фундаментальные исследования в области ядерной физики, физики твердого тела, радиационного материаловедения, разработка ядерных технологий.
В рамках четвертого направления была переоборудована и налажена сеть сейсмических станций по контролю за испытаниями атомного оружия. И все это было достигнуто в очень тяжелый для Казахстана период.
Вспоминает первый генеральный директор РГП НЯЦ РК, профессор Батырбеков Г.А.: «Зимой 1993-1994 годов оставшиеся в Курчатове сидели без отопления, спали в одежде. Суровые были условия, суровые проблемы – житейские, финансовые. Не наука, а выживание являлось тогда главной задачей… Но все- таки основную свою задачу – сохранить костяк коллектива, опытных, квалифицированных специалистов – мы выполнили. Люди получали зарплату, были обеспечены финансируемыми заказами и имели возможность поддерживать уникальное оборудование в работоспособном состоянии. В сложившихся условиях обеспечить сохранность и безопасность реакторов было нелегко, но сознание людей оказалось на высоте».
Подготовлено по материалам журнала «Человек.Энергия.Атом»
19 декабря 2024
13 декабря 2024
13 декабря 2024
05 декабря 2024